Дистанционная торговля

TAXman, 27 августа

Дистанционная торговля имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным магазином.

Для продавца это:

- меньший штат работников;

- не нужно платить арендную плату за торговые помещения.

Для покупателя:

- экономия времени;

- более низкие цены.

Субъектами хозяйствования при дистанционной торговле могут быть как физические лица - предприниматели, так и юридические лица. Система налогообложения может быть общая или упрощенная. Для дистанционной торговли существуют такие же требования и ограничения, что и для розничной торговли. Согласно п.1.2 Правил № 103 дистанционная торговля — это форма продажи товаров вне торговых или офисных помещений, при которой выбор товара и его заказ не совпадают по времени с непосредственной передачей избранного товара потребителям. При этом товар сначала выбирается за описанием в каталоге или через разные средства связи, а уже потом доставляется покупателю по указанному адресу.

Договор между продавцом и потребителем — это устное или письменное соглашение о качестве, сроках, цене и других условиях реализации товара. Подтверждением осуществления соглашения является оформленный продавцом товарный или кассовый чек, квитанция или другой расчетный документ.

При дистанционной торговле продавец также должен получить лицензию или патент на торговлю соответственно законодательству.

Существует несколько способов дистанционной торговли:

- по каталогам;

- через Интернет-магазин;

- через радио- и телемагазин.

Отображение в бухгалтерском и налоговом учете деятельности по продаже товаров на расстоянии зависит от таких факторов, как способы оплаты, варианты доставки, сопроводительные затраты (создание и поддержка работы сайта, услуги почты).

Оплата товара при дистанционной торговле может вестись:

— наличными деньгами или пластиковыми карточками;

— безналичкой;

— наложенным платежом (при доставке товара по почте);

— «электронными деньгами» (платежные системы Интернета).

Доставка товара может осуществляться по почте, курьером или самовывозом.

Рассмотрим один из видов дистанционной торговли - торговлю по каталогам, которую осуществляет юридическое лицо, находящееся на общей системе налогообложения и является плательщиком НДС.

Торговля по каталогам

Для того, чтобы продать товар таким образом, сначала необходимо изготовить каталоги (как правило, привлекается полиграфическая организация).

В бухучете поступление изготовленных другой организацией каталогов отображается в составе запасов за фактической себестоимостью, которая включает в себя сумму фактических затрат на изготовление и доставку каталогов без учета НДС.

В налоговом учете услуги посторонней организации по изготовлению каталога относятся к валовым затратам торговой организации в полном размере как затраты на проведение рекламных мероприятий по продаже товаров (согласно абз. 1 п. 5.4.4 Закона № 334 каталог с информацией о товаре, который предлагается для покупки, является рекламой).

Далее каталоги необходимо распространить среди потенциальных покупателей. При безвозмездном распространении каталогов путем рассылки затраты по рассылке будут включаться в валовые затраты торгового предприятия только в размере 2% от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (абз. 2 п. 5.4.4 Закона № 334).

Третьим и заключительным этапом торговой деятельности по каталогам является доставка товара покупателям.

Здесь можно выбрать несколько вариантов.

1. Доставка товара в основном осуществляется курьерской службой, если продавец и покупатель находятся в одном населенном пункте. Если товар доставляется курьером самой торговой фирмы, то момент поставки и оплаты совпадает по времени: деньги за оплату товара курьер принимает при вручении товара покупателю. Итак, отображение в учете выручки от реализации и получение оплаты за проданный товар происходит одновременно.

В налоговом учете налогообложение операции происходит при передаче товара покупателю: первое и второе события совпадают.

С таким курьером, который выполняет функции кассира, необходимо заключить договор о материальной ответственности. При наличных расчетах с покупателями предприятие должно проводить такие расчеты с помощью дистанционного регистратора расчетных операций (РРО). Курьер оформляет чек во время получения клиентом заказанного товара.

Курьерскую доставку можно осуществлять и через постороннюю организацию - посредника. В этом случае курьеры посредника получают товар с чеком продавца и собирают по его поручению выручку из покупателей. Потом сдают выручку в кассу продавца или в кассу своей организации с дальнейшим перечислением продавцу средств за исключением надлежащего вознаграждения.

2. Доставка товара в основном осуществляется по почте, если покупатель и продавец находятся в разных регионах. Соответственно Правилам № 1155 почтовые отправления до их вручения получателю являются собственностью отправителя. Поэтому, независимо от формы оплаты (предоплата или оплата за фактом доставки), при реализации товара по почте в бухоучете доход от реализации отображается в момент получения покупателем почтового отправления. Дату перехода права собственности на товар к покупателю можно определить, если оформлено почтовое отправление с уведомлением о вручении, в котором будет указанная дата, когда покупатель оплатил и забрал товар на почте.

В налоговом учете доход от реализации возникнет по первому событию (п. 11.3.1 Закона № 334): или по дате поступления денег за отгруженный товар, или по дате получения уведомления о вручении заказа покупателю. Товары, отправленные покупателю по почте, но не полученные им, учитываются продавцом в перерасчете по п. 5.9 Закона № 334.

Стоимость доставки, как правило, включается в цену товара. Тогда затраты на оплату почтовых услуг включаются в затраты, связанных с продажей товара. Почтовое отправление может и не включаться в стоимость товара, а оплачиваться покупателем в отдельности при получении товара на почте.

На практике часто пользуются почтовым отправлением с наложенным платежом. Тогда покупатель платит деньги за товар и за его доставку в момент получения товара на почте. А потом сумма послеоплаты, за исключением услуг почты, пересылается отправителю. Особенностью этой услуги является проблема отчетности, которая предоставляется Главпочтамптом . Очень часто и отчет, и деньги поступают со значительным опозданием во времени.

Использованные нормативные материалы :

1. Закон № 334 - Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/ 94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».

2. Закон № 1023 – Закон Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей».

3. Правила № 103 - «Правила торговли на заказ, вне торговых и офисных помещений», утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 103.

4. Правила № 1155 - «Правила предоставления услуг почтовой связи», утвержденные постановлением Кабинета министров Украины от 17.08.02 г. № 1155.

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 9+1

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум

Последние темы:

Ремонт макбукА
12 декабря, 2 ответа