Торговля через Интернет-магазин

TAXman, 31 августа

Рассмотрим современный и удобный метод торговли на расстоянии — торговлю через Интернет-магазин.

Возможности и преимущества торговли через Интернет-магазин:

  • снижения накладных затрат и увеличение прибыли предприятия;
  • на сайте рекламируются товары и услуги, принимаются заказы;
  • предлагаются разные варианты оплаты заказанных товаров, включая и оплату «электронными» деньгами;
  • есть возможность оформить кредит;
  • магазин работает без выходных и перерыва;
  • виртуальная площадь для размещения товаров практически неограниченная;
  • покупатель имеет доступ к размещенному на сайте товара в режиме реального времени и из любого места на земном шаре, где есть Интернет;
  • виртуальные торговые площади можно взять в аренду, как и в обычном магазине;
  • стоимость и срок создания виртуального магазина намного меньшие;
  • не нужно брать многочисленные разрешения и ждать посещения пожарной инспекции.

Рассмотрим особенности создания Интернет-магазина на примере торгового предприятия, которое работает на общей системе налогообложения и является плательщиком НДС. В соответствии с положениями пп. 2.3.3 Закона № 168 получается, что лицо, которое поставляет товары на таможенной территории Украины с использованием глобальных или локальной компьютерных сетей, обязано зарегистрироваться как плательщик НДС, независимо от объема налогооблагаемых операций.

Плательщики единого налога, как юридические лица на ставке 10%, так и физические лица - предприниматели, от такой регистрации освобождены на основании п. 6 Указа № 727. ГНА Украины в Письме № 5173 это подтвердила и указала, что субъекты упрощенной системы налогообложения, независимо от общей суммы осуществленных операций по поставке товаров и услуг, имеют право не регистрироваться как плательщики НДС на основании пп. 2.3.1 Закона № 168, за исключением юридических лиц - плательщиков единого налога по ставке 6 %.

Рассмотрим, как в бухгалтерском и налоговом учете отобразить затраты на создание Интернет-магазина и доходы, которые тот получает.

Предприятие может разместить информацию о себе двумя путями:

  • создать Web-страницу, на которой разместить рекламу товаров и прайс-листы;
  • разработать WWW-сервер, специализированное программное обеспечение, разместить визуальное изображение товара, который даст намного большие возможности для привлечения большего количества потребителей.

Создания и поддержка Web-страницы

Создать Web-страницу — это разместить подготовленную группу файлов определенного формата на сервере провайдера. Преимущества такой страницы — невысокая стоимость его технического сопровождения. Разработку макета, дизайна страницы, восстановления информации часто выполняют специализированные фирмы-разработчики (Web-студии). В бухучете затраты на создание и сопровождение Web-страницы отображаются на счетах затрат, связанных со сбытом продукции.

Создания Интернет-магазина на WWW-сервере

Первый этап— создания Web-сайта. Сделать это предприятие может разными способами: разработать самостоятельно, заказать разработку, приобрести готовый проект или арендовать сайт. Предприятие должно определиться со структурой сайта, его дизайном, принципом работы и размещением информации. А дальше профессиональные Web-дизайнеры подбирают или разрабатывают необходимое программное обеспечение. Дальнейшее информационное сопровождение ведет самое предприятие.

Следующий этап — размещения сайта в Интернете. Предприятие в основном размещает свой сайт на оборудовании провайдера (провайдер телекоммуникаций — это субъект хозяйствования, который имеет право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи).

Третий этап — зарегистрировать доменное имя сайта (соответственно со ст. 1 Закона № 1280 доменом является часть иерархического адресного пространства сети Интернет, который имеет уникальное название, обслуживается группой серверов доменных имен и централизованно администрируется). Порядок регистрации зависит от вида имени. Адресное пространство украинского сегмента в сети Интернет обозначается доменом второго уровня «ua». Регистрацию доменов этого уровня осуществляют специализированные коммерческие компании-регистраторы, авторизованные в ICAAN. В такую компанию необходимо подать заявку, в которой указать имя сайта, которое вы хотите получить, организацию, администратора домена, его реквизиты. После проверки на уникальность доменного имени, его регистрируют, и предприятию передается домен, который необходимо каждый год перерегистрировать. Если предприятие создает свой Web-сайт в домене более низкого уровня, то тогда домен не регистрируют, а только согласовывают его с администратором домена более высокого уровня, нежели у предприятия.

Последний этап — обеспечения функционирования зарегистрированного домена. Здесь необходимы IP-адреса. Их выделяют локальные Интернет- регистраторы. Такие вопросы чаще всего решает тот провайдер, услугами которого пользуется предприятие. Кроме сайта с доменным именем предприятие должно арендовать сервер - его Web-сайт чаще всего размещается на сервере провайдера или компании, которая специализируется на предоставлении услуг хостинга (аренды дискового пространства). Размер арендной платы (платы за хостинг) зависит от размера сайта.

Бухгалтерский и налоговый учет затрат на создание Web-сайта

Web-сайт — это совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и прочие информационные услуги через сеть Интернет (п. 1.3 Приказа № 327).

Пунктом 4 Г(С)БО_8 определено, что нематериальный актив(далее — НМА) — это немонетарный актив, который можно идентифицировать, который не имеет материальной формы и содержится предприятием с целью использования на протяжении периода больше одного года для торговли или с целью предоставления в аренду другим лицам. Полученный или приобретенный НМА отображается в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определенная.

Не признаются активом и подлежат отображению в составе затрат отчетного периода, в котором были понесенные затраты, в частности, затраты на рекламу и продвижение продукции на рынке (п. 9 Г(С)БО_ 8). В связи с этим возможны два варианта отображения затрат на изготовление Web-сайта в учете предприятия:

- признать его НМА ;

- списать затраты по разработке сайта на затраты отчетного периода.

Поскольку в нашем случае на созданном Web-сайте размещается Интернет-магазин, то Web-сайт можно признать НМА, а понесенные на его создание затраты капитализировать. Сумма всех затрат, понесенных предприятием на создание Web-сайта, аккумулируется на субсчете 154 «Приобретение (создание) НМА», а потом при введении в эксплуатацию списывается на субсчет 125 «Авторское право и сопредельные с ним права». Введения НМА в эксплуатацию осуществляется на основании «Акта введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» по форме НА-1, утвержденной Приказом № 732.

Начисление амортизации НМА осуществляется на протяжении срока полезного использования, которое устанавливается приказом при зачислении его на баланс, но не больше 20 лет. Метод амортизации НМА также избирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения в дальнейшем экономической выгоды (п. 27 Г(С)БО 8). Если эти условия определить невозможно, то применяется прямолинейный метод списания. Начисления амортизации НМА начинается из месяца, следующего за месяцем введения его в эксплуатацию.

Относительно налогового учета затрат на создание Web-сайта, то согласно письма ГНА Украины № 385:

... если договор на создание веб-сайта предусматривает переход к заказчику права интеллектуальной собственности (авторского права) на этот веб-сайт, то затраты, понесенные таким плательщиком в соответствии с настоящим договором, подлежат амортизации на основании пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона.

Госдепартамент интеллектуальной собственности в своем Письме № 16 считает, что поскольку Web-сайт — результат творческой деятельности, то он является объектом авторского права. И такое авторское право належит предприятию в соответствии со ст. 16 Закона № 3792.

То есть Web-сайт в налоговом учете есть НМА соответственно определению, данного п. 1.2 Закона № 334. Начисления амортизации НМА в налоговом учете осуществляется на основании гг. 8.3.9 Закона № 334, в частности затраты на создание (приобретения) НМА амортизируются с использованием прямолинейного метода, за которым НМА амортизируется равными частями исходя из его первоначальной стоимости на протяжении планового срока полезного использования (но не больше 10 лет беспрерывной эксплуатации). Амортизационные отчисления осуществляются до достижения остаточной стоимости НМА, что равняется нулевому значению.

Затраты на оплату услуг хостинга (аренда дискового пространства), коллокейшина (аренда сервера у провайдера), плата за домен (доменное имя не продается, а передается в временное использование) в налоговом учете включается в состав валовых затрат как затраты, связанные с подготовкой и организацией производства, а также продажей продукции, работ и услуг соответственно пп. 5.2.1 Закона № 334. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в составе таких платежей, включаются в налоговый кредит по общим правилам Закона № 168. В бухгалтерском учете затраты на удержание Web-сайта предприятие списывает на счет 93 «Затраты на сбыт».

Нормативная база

  1. Закон № 168 - Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
  2. Закон № 334 - Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/ 94-ВР «О налогообложении прибыли предприятия».
  3. Закон № 1280 - Закон Украины от 18.11.03 г. № 1280-IV «О телекоммуникации».
  4. Закон № 3792 - Закон Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII «Про авторское право и сопредельные права».
  5. Указ № 727 - Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъекта малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.
  6. П(С)БО_8 - П(С)БО 8 «Нематериальные активы», утвержденные приказом Минфина от 18.10.99 № 242.
  7. Приказ № 732 - приказ Министерства финансов от 22.11.04 г. № 732 «Об утверждении типичных форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов».
  8. Приказ № 327 - Приказ Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, Государственного комитета связи и информатизации Украины от 25 ноября 2002 г. № 327/225.
  9. Письмо № 16 - письмо Министерства образования и Госдепартамента интеллектуальной собственности от 22.01.2007г. № 16-14/231.
  10. Письмо № 5173 - письмо Государственной налоговой администрации Украины от 20.03.2006 г. № 5173/7/ 16-1417.
  11. Письмо № 385 - письмо Государственной налоговой администрации Украины от 12.12.2006 г. № 385/2/15-0310.

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 4+3

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум

Последние темы:

Товары для взрослых
24 мая, 1 ответа
Выделенный сервер
23 мая, 3 ответа