Как организовать торговлю, открыть магазин?

TAXman, 03 марта

Торговля является основным видом деятельности для многих юридических и физических лиц – предпринимателей. Мы рассмотрим некоторые вопросы, которые необходимо знать при ведении торговой деятельности.

Основные требования изложены в постановлении Кабмина N 833 от 15 июня 2006 г. "Про затвердження Порядку провадження торговельної діяльності та правил торговельного обслуговування населення " (далее Порядок № 833).

Субъекты хозяйствования должны обеспечить:

  • соответствие помещения (места) для осуществления деятельности в сфере торговли необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения, здания и оборудования - требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охране труда;
  • наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, где размещаются информация о наименовании владельца или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;
  • размещение торгового патента, лицензии в соответствии с требованиями законодательства;
  • продажу товаров согласно установленным правилам и нормам.

По требованию потребителя ответственный работник субъекта хозяйствования должен предоставить ему Порядок № 833, Закон о защите прав потребителей, санитарные нормы, правила продажи отдельных видов товаров, ветеринарные документы.

Субъект хозяйствования самостоятельно решает вопрос обеспечения торговых помещений холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и другим оборудованием, регистраторами расчетных операций.

Средства измерительной техники, используемые в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке.

На фасаде торгового объекта должна быть размещена вывеска с указанием наименования субъекта хозяйствования. Возле входа в помещение на видном месте размещается информация о режиме работы.

В случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца должна быть установлена табличка с указанием ФИО продавца, а также сведения о субъекте хозяйствования, организовавшего торговлю:

- для юридического лица - наименование, адрес и номера телефона;

- для физического лица - предпринимателя - ФИО, номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего такую регистрацию.

Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках. Режим работы торгового объекта устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно, а в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, согласовывается с органами местного самоуправления.

В случае закрытия торгового объекта для проведения ремонта, санитарных мероприятий, технического переоборудования и других работ субъект хозяйствования должен разместить рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия.

После получения Свидетельства о государственной регистрации вновь зарегистрированному юридическому лицу иди частному предпринимателю необходимо стать на учет в органе налоговой службы, зарегистрироваться в социальных фондах и получить ряд разрешительных документов.

Торговая деятельность субъекта хозяйствования прекращается в порядке, установленном законодательством.

Основные санитарные требования к предприятию торговли и его работникам

Субъект хозяйствования должен содержать торговые, складские помещения и прилегающую к ним территорию в соответствии с санитарными нормами, принимать меры для соблюдения чистоты на месте торговли и вокруг него. При продаже продовольственных товаров администрация торгового объекта обязана обеспечить каждого работника одеждой, удовлетворяющей санитарным нормам. Для хранения верхней одежды и личных вещей работников оборудуется отдельное помещение. В случае хранения товаров в подсобных помещениях и размещения их в торговых залах работники обязаны придерживаться требований противопожарной безопасности, принципа товарного соседства, санитарных норм, норм.

Торговый объект оборудуется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей природной среды, противопожарной безопасности и санитарных норм.

Субъект хозяйствования обязан обеспечить наличие у работников, которые осуществляют продажу продовольственных товаров, личных медицинских книжек установленного образца, организацию и своевременность прохождения ими медицинских осмотров и контроль за допуском их к работе при наличии необходимого медицинского заключения. Медицинские книжки должны предъявляться работникам санитарно-эпидемиологической службы по их требованию.

Получение разрешения на размещение объектов торговли

Для того чтобы начать торговую деятельность, субъекту хозяйствования необходимо получить разрешение на размещение объектов торговли и уплатить за него сбор. Получение такого разрешения нужно получать только на те помещения, где происходит именно продажа товаров. Разрешение на размещение объектов торговли выдается местными разрешительными органами. К таким органам отнесены городские (районные) советы и их исполнительные органы, государственные администрации, территориальные органы центральных органов исполнительной власти и некоторые другие учреждения, организации, которые в случаях, предусмотренных законом, уполномочены выдавать документы разрешительного характера.

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли относится к местным налогам и сборам и это является платой за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах. Взимается такой сбор с юридических лиц и граждан, которые реализуют сельскохозяйственную, промышленную продукцию и другие товары в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции.

Предельный размер сбора за выдачу разрешения на объект торговли не должен превышать 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) (340 грн) для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах, и 1 НМДГ (17 грн) в день - за одноразовую торговлю. Если объект торговли сдается в аренду частично или полностью, то сбор должен взиматься именно с арендодателя (собственника объекта торговли). Если субъект постоянно осуществляет торговлю в специально отведенных для этого местах, то сбор взимается единоразово.

Субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог, не являются плательщиками сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, но такое разрешение приобрести обязаны.

Разрешение органа государственного пожарного надзора

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей (ст. 2 Закона № 3745). Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и учредительных документах предприятий, организаций. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц.

Собственники предприятий, учреждений или уполномоченные ими органы, а также арендаторы обязаны:

  • разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, внедрять достижения науки и техники, положительный опыт;
  • разрабатывать и утверждать положения, инструкции, действующие в пределах предприятия, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением;
  • обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора;
  • организовывать учебу работников правилам пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и связи, пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать их использования не по назначению;
  • осуществлять мероприятия по внедрению автоматических средств выявления и тушения пожаров и использования для этой цели производственной автоматики;
  • своевременно информировать пожарную охрану о неисправности пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также о закрытии дорог и проездов на своей территории;
  • проводить служебное расследование в случае пожаров и т.д.

Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества должны быть определены в договоре аренды. Вновь созданные предприятия начинают свою деятельность после получения на это разрешения в органах государственного пожарного надзора (ч. 8 ст. 10 Закона № 3745).

Прежде чем получить разрешение органов государственного пожарного надзора, предприятию необходимо пройти обследование (экспертизу) помещений на их соответствие нормам пожарной безопасности.

Таким образом, начало работы вновь созданного предприятия, ввод в эксплуатацию новых, реконструированных производственных и других объектов, внедрение новых технологий, аренда любых помещений без разрешения органов государственного пожарного надзора запрещается. Разрешение на начало работы выдается центральными, территориальными или местными органами государственного пожарного надзора бесплатно.

Для получения разрешения на начало работы собственник (арендатор) подает в орган государственного пожарного надзора, такие документы:

  • заявление установленного образца;
  • материалы оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения;
  • заверенная в установленном порядке копия свидетельства о собственности или копия договора аренды.

Заявление рассматривается не более 5 рабочих дней, затем выдается либо разрешение, либо аргументированный отказ. После обследования объекта составляется заключение, которое является основанием для выдачи разрешения на начало работы предприятия торговли.

Если торговое предприятие реализует своим покупателям алкогольные напитки и табачные изделия, то следует получить дополнительное разрешение органа пожарного надзора. Такое разрешение требует предъявить орган налоговой службы при выдачи лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком.

При отсутствии фактов нарушения правил пожарной безопасности разрешение выдается без ограничения срока его действия. При наличии таких фактов в разрешении указываются срок его действия и условия обеспечения пожарной безопасности. После своевременного выполнения этих условий срок действия разрешения продлевается на основании заявления собственника (арендатора). В случае невыполнения указанных условий орган, выдавший разрешение, или вышестоящий орган государственного пожарного надзора имеет право его отменить.

Разрешение не оформляется:

- в случае приема в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной комиссией, созданной в установленном порядке;

- на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынках в соответствии со схемой, в установленном порядке согласованной с органами государственного пожарного надзора.

За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнения предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия могут привлекаться в судебном порядке к уплате штрафа. Максимальный размер штрафа не может превышать 2% месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения.

Разрешение органа санитарно-эпидемиологического контроля

Открытие торгового предприятия (объекта) согласовывается с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) в установленном законодательством порядке. Заключение о соответствии торгового объекта санитарным нормам выдает главный государственный санитарный врач (ст. 41 Закона Украины № 4004).

Запрещается использование или функционирование объектов без наличия положительного заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Для получения разрешения на начало работы необходимо подать следующие документы:

  • заявление собственника предприятия по установленной форме;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • документы на право использования помещения;
  • положительное заключение по проектной документации;
  • гигиенические заключения на сырье, материалы, готовую продукцию, используемые в технологии производства.

Заключение о соответствии требованиям санитарных норм объектов и сооружений, вводимых в эксплуатацию, и готовности объекта к работе для получения разрешения на начало работы утверждается главным государственным санитарным врачом административно-территориальной единицы и выдается заявителю в 10-дневный срок с момента получения заявления и необходимых документов и материалов.

Для оформления заключений должностные лица СЭС обязаны провести гигиеническое обследование производства с применением лабораторных и инструментальных исследований на соответствие условий труда, производственной и окружающей природной среды требованиям санитарных норм и правил и составить акт об обследовании предприятия. Санитарные нормы разработаны индивидуально для отдельных видов деятельности.

Руководитель (собственник) предприятия или частный предприниматель имеет право в течение месяца обжаловать отказ СЭС в выдаче заключения у главного санитарного врача вышестоящего органа или в суд. При нарушении требований санитарного законодательства СЭС может аннулировать выданное заключение.

Надзор за соблюдением санитарных норм, соответствием товаров требованиям безопасности здоровья и жизни населения осуществляют:

  • главный государственный санитарный врач Украины;
  • главные государственные санитарные врачи соответствующих административных территорий, областей, городов и их заместители;
  • руководители других учреждений и организаций СЭС Украины.

Текущий государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем обследования и проверки объектов надзора. Проверки проводятся выборочно по планам санэпидемслужбы, а также внепланово - в зависимости от санитарной и эпидемической ситуации, а также по сообщениям предприятий и по заявлениям граждан.

Таким образом, проверяющий на предприятии может появиться в любой момент и проигнорировать его вряд ли удастся. Проверки и обследования проводятся на основании направления, которое выписывается главным государственным санитарным врачом или его заместителем. Поэтому если у проверяющего отсутствует такое направление, вы можете отказать ему в проведении проверки.

В случае наличия нарушений санитарного законодательства должностных лиц предприятия привлекают к административной ответственности, а к предприятию применяют финансовые санкции.

Лицензирование торговой деятельности

Для осуществления некоторых видов хозяйственной деятельности необходимо приобрести лицензии. Перечень таких видов приведен в ст. 9 Закона о лицензировании.

Главным принципом лицензирования является защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства.

Закон определяет полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования, порядок получения, переоформления, аннулирования лицензии и ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 6+7

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум