Торговый автомат

TAXman, 26 мая

Торговля с использованием торговых автоматов обладает целым рядом преимуществ и становится все более популярной. Вендинг-бизнес - это легальный, высокодоходный и быстро окупаемый бизнес.

Подсчитано, что за свой срок службы каждый автомат в среднем окупает себя 30-40 раз. Вендинг-машины работают целые сутки, не требуют повышения зарплаты. Они точны, их можно разместить там, где невозможно установить киоск или кафетерий. В торговом автомате могут продаваться различные напитки (безалкогольные, слабоалкогольные, пиво), штучные продовольственные и непродовольственные товары. В этой сфере хорошие условия для развития семейного бизнеса.

Вендинг-бизнес в первую очередь - это расстановка торговых автоматов предпринимателями с целью построение автоматной сети (вендинг-сети). Поставка наполнителя для автоматов, техническое обслуживание и ремонт можно назвать сопутствующими видами деятельности.

Но прежде чем заняться вендинг-бизнесом, нужно разобраться в некоторых вопросах ведения автоматической торговли, узнать, какие требования предъявляют в этом случае контролирующие органы.

Разрешительные документы

Торговый автомат работает полностью самостоятельно по заданной программе. Но это не означает, что предприниматель после его приобретения может сразу его установить и использовать по назначению. Во-первых, к любому пункту продажи товаров предъявляются определенные требования по защите прав потребителей. Во-вторых, в такой торговой деятельности осуществляются операции по продаже товаров, которые являются объектом налогообложения. Это значит, что предприниматель должен осуществить регистрацию торгового автомата в налоговых органах. В-третьих, субъектам предпринимательства необходимо знать определенные правила ведения розничной торговли, поскольку продажа через торговые автоматы осуществляется конечным потребителям, при этом средствами платежа являются наличность или жетоны.

Следует учесть, что украинским законодательством пока не определены четкие правила торговли через торговые автоматы (ТА), поэтому применяются общие нормативные требования.

Действующим законодательством предусмотрено, что для осуществления торговли в пунктах продажи (ТА к ним также относятся и ТА являются объектами торговли) необходимо специальное разрешение на размещение объекта торговли, за получение которого в органах местного самоуправления производится плата в виде сбора за размещение объекта торговли. Предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога не уплачивают сбор, но все же обязаны получить такое разрешение.

Количество разрешений на размещение объекта торговли – торгового автомата зависит от того, где он установлен. Если предприниматель в своем магазине розничной торговли в торговом зале устанавливает автомат, то тогда достаточно иметь одно разрешение. Правда, местные власти могут потребовать получения двух разрешений, если, например, в магазине по продаже непродовольственных товаров поставить автомат по продаже напитков. Если же субъект хозяйствования устанавливает ТА на улице, в другом своем помещении или в арендованном помещении, то на каждый такой автомат потребуется отдельное разрешение.

Торговые автоматы относятся также к передвижным малым архитектурным формам. А установка торгового автомата на земельном участке требует получения разрешения на размещение таких архитектурных форм. В местный орган исполнительной власти нужно подать документы и соответствующий орган градостроения и архитектуры в недельный срок должен выдать Разрешение на размещение малой архитектурной формы (торгового автомата).

Следующий разрешительный документ это – торговый патент. В соответствии с нормами Закона Украины от 23.03.96 г. № 98/96 «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» предприниматель, осуществляющий торговую деятельность за наличные денежные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек в пунктах продажи товаров, обязан приобрести торговый патент. Торговые автоматы указаны в Законе № 98 как пункты продажи товаров.

Количество приобретаемых торговых патентов зависит от количества вводимых в действие торговых автоматов и места их расположения. Порядок приобретения торговых патентов регулируется Положением об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденным постановлением КМ Украины от 13.07.98 г. № 1077. В соответствии с п. 20 этого положения в случае осуществления в одном пункте продажи двух или трех видов торговой деятельности (розничная, оптовая торговля, общественное питание) приобретается один торговый патент по максимальной стоимости. А если в одном помещении осуществляется два вида деятельности (или больше), то торговый патент должен приобретаться для осуществления каждого из них.

В письме от 17.02.2005 г. № 1403/6/15-1216 ГНА Украины разъяснила, что торговые патенты необходимо приобретать на каждый ТА. Возникает интересная ситуация, когда одна торговая точка появляется внутри другой: например, ТА в магазине. Формально налоговики вполне могут утверждать, что в таком случае нужно приобретать два торговых патента. Однако подобный встроенный ТА имеет торговый (магазинный) зал для покупателей, то есть не соответствует п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденными приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369 . А если несколько автоматов стоят рядом – это тоже не одна точка? У кого есть желание поспорить с налоговиками, можно опираться на п. 12 письма ГНАУ от 25.12.98 г. № 15486/10/15-1317, в котором разъяснялось, что отделы и секции магазина – это один пункт продажи.

Законом № 98 определен перечень товаров, при торговле которыми предприниматель может приобретать льготный торговый патент или вообще работать без такового. Так, согласно п. 6 ст. 3 Закона № 98 без торгового патента могут продаваться, например, хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, мороженое. Но такие напитки, как чай и кофе на разлив, не попадают в группу безалкогольных напитков согласно Правилам розничной торговли продовольственными товарами, утвержденным приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185; поэтому при их продаже через торговый автомат торговый патент приобретается в общем порядке.

По льготному торговому патенту (стоимостью 25 грн.) можно продавать следующие товары: почтовые и поздравительные открытки; конверты непогашенные, периодические издания печатных средств массовой информации, имеющих регистрационные свидетельства; косметические салфетки; мыло и др.

Субъекты малого предпринимательства – плательщики единого налога освобождаются от уплаты стоимости торговых патентов и его не приобретают.

Следующая процедура связана с тем, что торговый автомат принимает от покупателей оплату наличностью, а также отпускает товар дозированно (или поштучно). А это значит, что он является одновременно и регистратором расчетных операций (далее – РРО), и средством измерительной техники (далее – СИТ) в случае продажи дозированных товаров.

Продажа товаров, РРО и СИТ

Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III (далее – Закон № 1776) торговый автомат определен как РРО, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу за наличность или с применением платежных карточек, жетонов и т. д. товаров и обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости. В нем реализованы фискальные функции РРО, и он предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров. Торговый автомат включен в состав электронных контрольно-кассовых автоматов, которые работают без выдачи покупателю чека или другого отчетного документа, без участия физического лица, которое контролирует оплату продаваемых через автомат товаров.

Законом № 1776 установлено, что субъекты применения РРО должны использовать только те регистраторы, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций (далее – Госреестр). Поэтому перед приобретением торгового автомата предприниматель должен проверить:

– внесен ли такой автомат или его фискальная память или фискальный блок в Госреестр;

– соответствует ли он требованиям по реализации фискальных функций, согласно приложению 3 к протокольному решению Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением от 27.06.2002 г. № 13 (далее – Требование № 13).

Торговый автомат и книга учета расчетных операций (КУРО) на него подлежат регистрации в налоговом органе и опломбированию в центре сервисного обслуживания.

Нужно отметить, что п. 9 ст. 3 Закона № 1776 предусматривает обязательное требование о ежедневном печатании на РРО фискальных отчетных чеков и хранении их в КУРО. И хотя торговый автомат выделен как исключение из общих правил, четких разъяснений по выполнению такого требования нет. Поскольку ежедневное распечатывание фискальных отчетов торговым автоматом не обязательно, значит, нужно это делать в силу производственной необходимости. Например, при инкассации, при инвентаризации товара в автомате и в обязательном порядке подклеивать эти отчеты в книгу учета расчетных операций с осуществлением соответствующей записи в ней.

В соответствии с Требованиями № 13 автоматы по продаже дозированных товаров или их дозирующие устройства должны быть включены в Государственный реестр средств измерительной техники, допущенных к применению в Украине, и иметь соответствующий сертификат утверждения типа СИТ.

Поскольку ТА для отпуска дозированных товаров отнесены к СИТ, то для них являются обязательными Правила пользования средствами измерительной техники в сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг, утвержденные приказом Госкомитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 24.12.2001 г. № 633. Согласно этим правилам торговые автоматы отнесены к стационарным СИТ. Измерение объема пищевых жидкостей с применением ТА осуществляется согласно требованиям эксплуатационной документации предприятия – производителя автоматов.

Защита прав потребителей

Следующий момент – права потребителей. Поскольку ТА – это пункт розничной торговли, то на субъекта хозяйствования, который его применяет, в полной мере распространяются требования Закона “О защите прав потребителей”. Это означает, что потребитель должен получать качественные товары и соответствующее торговое обслуживание. Прежде всего речь идет о предоставлении потребителю всей информации о продаваемых товарах. За отсутствие такой информации к предпринимателю применяются соответствующие финансовые санкции. А источником такой информации является ценник (ярлык цен).

Если в автомате осуществляется продажа продовольственных товаров, ценник должен содержать обязательную информацию для потребителя:

– для штучных товаров и напитков в бутылках – название товара (напитка), вес или емкость, сорт, цену за единицу;

– для товаров, напитков на разлив – название товара, сорт, цену за единицу емкости или единицу веса.

При продаже через торговые автоматы непродовольственных товаров ценники на продажу мелкого штучного товара обязательно должны содержать: название товара, вес или емкость, цену за штуку или единицу упаковки.

Если ТА размещен не в собственном помещении субъекта хозяйствования или не в арендуемом им помещении, такому субъекту следует позаботиться об отдельной информации о себе. Информация с указанием наименования субъекта хозяйствования является обязательной как при стационарной, так и при выездной (выносной) торговле. И хотя для предпринимателя указание адреса и телефона не является обязательным, такие сведения лучше все-таки предоставить, поскольку при возникновении нестандартной ситуации разыскивать владельца ТА через регистрационные органы потребителю будет неудобно.

Налоговый учет.

В налоговом учете плательщика налога на прибыль в соответствии с пп. 11.3.2 Закона о прибыли датой увеличения валового дохода считается дата выемки денежной выручки из ТА. Если торговля через ТА осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривни, датой увеличения валового дохода считается дата продажи таких заменителей. Расходы на обслуживание ТА включаются в состав валовых затрат согласно пп. 5.2.1 Закона о прибыли. ТА и РРО относятся к группе основных фондов, поэтому к ним применяются нормы амортизации, предусмотренные пп. 8.6.1 Закона о прибыли. В соответствии с пп. 7.3.2 Закона об НДС в случае поставки товаров (услуг) с использованием ТА датой возникновения налоговых обязательств считается дата выемки из ТА денежной выручки. В случае если поставка товаров (услуг) через ТА осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривни, датой увеличения налоговых обязательств считается дата поставки таких заменителей гривни.

“Единоналожный” Указ не содержит специальных норм, посвященных моменту увеличения дохода от выручки, полученной при использовании ТА. В ситуации с единым налогом разумно по аналогии взять на вооружение правило, сформулированное в Законе о прибыли и Законе об НДС , то есть считать моментом получения выручки дату ее выемки из ТА или момент продажи заменителей денег.

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 0+5

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум

Последние темы:

Водоналивные барьеры
19 сентября, 1 ответа
Охрана
19 сентября, 1 ответа
Ремень для мужа
18 сентября, 2 ответа