Комиссионная торговля для плательщиков единого налога

TAXman, 04 октября

Оказывается, что физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссий в объеме выручки должны учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет, а юридические лица включают лишь суммы комиссионного вознаграждения.

1. Рассмотрим вопрос относительно налогообложения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) физических лиц - предпринимателей, которые осуществляют деятельность на основании договоров комиссии.

В соответствии с Указом Президента Украины N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" физическое лицо - плательщик единого налога платит единый налог в фиксированном размере в границах от 20 до 200 грн. на месяц и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности (дохода, убытков или отсутствия деятельности) при условии, что объем выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг(далее за текстом - продукции) не превышает 500 тыс. грн. на календарный год.

Указом (статья 1) установлено, что выручкой от реализации продукции считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже продукции. Вместе с тем, постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года N 637 установлено, что наличная выручка (выручка) - это сумма фактически полученных наличных средств от реализации товаров, услуг и внереализационные поступления.

Соответственно ст.1011 Гражданского кодекса по договору комиссии одна сторона (комиссионер - лицо, которое совершает сделки или другие юридические действия от своего имени, но за счет комитента) обязана по доверенности другой стороны (комитента) за плату совершить один или несколько правовых действий. Договор комиссии (посреднический договор) относится к числу договоров о предоставление нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций. Посредником при этом является комиссионер.

За Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД), деятельность комиссионеров, которые осуществляют торговые операции от лица или за счет других лиц для третьих лиц относится к группе "Оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле".

То есть комиссионер действует от своего имени, принимает на себя все права и обязанности по договорам, которые укладываются с третьими лицами и несет за них ответственность.

Законом Украины "О налогообложение прибыли предприятий" (п. 31 статья 1) определено, что продажа товаров - любые операции, которые осуществляются в соответствии с договорами купли-продажи и другими гражданско-правовыми договорами, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату, независимо от сроков предоставления.

Итак, комиссионер (физическое лицо - плательщик единого налога) на основании договора комиссии на продажу продукции, выступая от своего имени, самостоятельно заключает договор купли-продажи с третьим лицом (покупателем) и осуществляет продажа товара покупателю. Поэтому сумма, фактически полученная предпринимателем - плательщиком единого налога на расчетный счет за осуществление операции по договору комиссии, включая и сумму вознаграждения, считается выручкой от реализации продукции и не должна превышать на протяжении календарного года 500 тыс. грн.

То есть в данном случае годовой объем выручки (500 тыс. грн.) есть лишь критерием определения возможности физического лица - предпринимателя находиться на упрощенной системе налогообложения, в отличие от юридических лиц, в которых объем выручки есть объектом налогообложения по ставкам 6 и 10 процентов.

Поэтому, с целью определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения, субъекты малого предпринимательства (СМП), включая и тех, которые осуществляют торговлю по договору комиссии (поручения), должны учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции, суммы внереализационных доходов и выручку от другой реализации.

Указанная позиция подтверждена решениями судов разных инстанций.

Так, в письме Высшего административного суда Украины от 15.06.2010 г. № 889/11/13-10(далее – Письмо ВАСУ) данное ведомство настаивает на том, что транзитные средства должны включаться в предельный объем выручки, которая разрешает частному предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Например, частный предприниматель реализовал полученный раньше на комиссию товар на сумму 25 тыс. грн. Данная сумма содержит в себе 20 тыс. грн. – стоимость товара, который должен пересчитать предприниматель комитенту, 5 тыс. грн. – комиссионное вознаграждение, которое причитается нему как комиссионеру. Соответственно Письму ВАСУ в предельный объем выручки необходимо включать не 5 тыс. грн. (то есть деньги, которые належат комиссионеру), а 25 тыс. грн. (в числе которых и 20 тыс. грн., что принадлежат комитенту, а для комиссионера являются транзитными).

Именно собою понятно, что при таком подходе частных предпринимателей, которые имеют право применять упрощенную систему останется намного меньше. Ведь при превышении 500 тыс. грн. они обязаны будут перейти на общую систему налогообложения (или не смогут применять упрощенную систему вообще).

И вот тут ждет еще один «сюрприз» – единщик сразу же с момента превышения предельной суммы выручки становится плательщиком НДФЛ (то есть сумма превышения облагается указанным налогом). И для этого совсем не следует ждать начала квартала, как того требует Указ № 727.

2. Относительно налогообложения единым налогом выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) СМП - юридических лиц, которые осуществляют комиссионную торговлю, предоставляют экспедиторские, брокерские, агентские услуги.

Статьей 1 Указа Президента Украины N 727/98 установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится, в частности, для юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности (СПД) любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции за год не превышает 1 млн. гривен.

Выручкой от реализации продукции считается сумма, фактически полученная СПД на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже продукции.

Итак, указанной статьей Указа предусмотрена выручка от реализации (продажи) продукции, которая принадлежит субъекту хозяйствования по праву собственности.

При этом п. 1.31 ст. 1 Закона Украины от 28.12.94 N 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон) установлено, что продажа товаров - это любые операции, которые осуществляются в соответствии с договорами купли-продажи и другими гражданско-правовыми договорами, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию.

Не считаются продажей операции по предоставлению товаров в границах договоров комиссии, хранения, поручения, других гражданско-правовых договоров, которые не предусматривают передачу прав собственности на такие товары.

Соответственно пункту 4.1 Закона валовой доход включает также общие доходы от продажи товаров.

При передаче товара от комитента к комиссионеру в границах договора комиссии не предусмотрено перехода права собственности на такой товар, поэтому такая операция не является продажей, поэтому, валовой доход у комитента (как и валовые затраты у комиссионера) не возникает.

В случае если комиссионер реализует товар покупателю (третьему лицу), происходит переход права собственности от комитента к покупателю. Такая операция считается продажей. Валовой доход, который возникает соответственно п.п. 11.3.1 Закона в результате проведения такой операции, отображается в налоговом учете комитента на общую сумму, полученную от продажи такого товара. Кроме того, в момент подписания акта о предоставленных комиссионных услугах или перечислении комитентом комиссионеру комиссионного вознаграждения у комитента возникают валовые затраты соответственно п.п. 11.2.3 Закона.

Для комиссионера валовой доход возникает соответственно п.п. 11.3.1 Закона на сумму полученного (начисленного) вознаграждения (без учета НДС), поскольку в данном случае собственностью комиссионера является лишь комиссионное вознаграждение.

Денежные средства, поступающие на расчетный счет плательщиков единого налога - юридических лиц, которые осуществляют комиссионную торговлю, предоставляют экспедиторские, брокерские, агентские услуги, являются транзитными, и они не имеют права собственности на такие средства.

Поэтому СМП - юридические лица, которые осуществляют комиссионную торговлю, предоставляют экспедиторские, брокерские, агентские услуги, к базе налогообложения единым налогом, а также для определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения, должны включать лишь суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, полученные от осуществления таких видов деятельности.

Такие разъяснения предоставлены в письме ГНА Украины от 19.02.2010 г. N 1653/6/31-4018.

Вопросы, связанные с определением объема выручки при осуществлении комиссионной торговли, можно обсудить на нашем форуме здесь :«Бизнес - форум»

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 2+2

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум

Последние темы:

Ремонт макбукА
12 декабря, 2 ответа