Налоговый кодекс. Физические лица предприниматели на общей системе налогообложения

TAXman, 13 января

Статья 177 налогового кодекса регулирует порядок налогообложения предпринимателей, избравших общую систему налогообложения. К сожалению, в налоговом кодексе изложен только общий подход к начислению налога и для некоторых норм нужны еще дополнительные разъяснения.

Обратите внимание, что раздел IV Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 в части обложения доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности действует до вступления в силу специального закона по вопросам налогообложения предпринимателей. По всей вероятности, таким законом и есть налоговый кодекс.

Величина налога

В соответствии с п. 177.2 налогового кодекса налогооблагаемой базой для предпринимателей теперь будет чистый облагаемый доход разница между общим облагаемым доходом и документально подтвержденными расходами. Хотя название изменилось, формулировка осталась прежней. Ставка налога - 15 %.

Однако обратите внимание, что в п. 167.1 налогового кодекса есть еще одна ставка НДФЛ - 17 %. Она предназначена для тех случаев, когда общая сума полученных в отчетном месяце доходов превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного налогового года. Эти 17 % заплатить нужно с суммы превышения с учетом НДФЛ, уплаченного по ставке 15 %.

К облагаемым НДФЛ доходам в налоговом кодексе отнесены выплаты (вознаграждения) по гражданско-правовым договорам, которые заключает предприниматель. Это важно.

Доходы, получаемые предпринимателем не от осуществления предпринимательской деятельности по зарегистрированным у госрегистратора видам деятельности ( а другим каким-то видам деятельности), согласно п. 177.6 налогового кодекса облагаются по общим правилам начисления НДФЛ. Без учета документально подтвержденных расходов!!!!!

Например. Предприниматель в регистрационной карточке госрегистратору указал только вид деятельности – торговлю. Тогда налог будет рассчитываться исходя из этого дохода за вычетом затрат. А вот если он сдает жилье в аренду, тогда НДФЛ будет рассчитываться без учета затрат, понесенных на содержание этого жилья. Так как аренда для этого предпринимателя не является зарегистрированным видом деятельности в контексте предпринимательства.

Что разрешено включать в расходы.

С доходами все ясно, особых вопросов не возникает. Чего нельзя сказать о расходах.

1.      В соответствии с п. 177.4 налогового кодекса расходы непосредственно должны быть связаны с получением доходов и документально подтверждены. Кроме того, это должны быть расходы, которые относятся к расходам производства в соответствии с разделом III «Налог на прибыль предприятий» налогового кодекса. Вероятнее всего законодатель разрешил теперь амортизацию включать в состав расходов.

2.      «Не належить до витрат фізичної особи - підприємця вартість придбаного рухомого і нерухомого майна, що підлягає державній реєстрації, у разі якщо таке майно придбано до державної реєстрації фізичної особи - суб'єктом підприємницької діяльності та/або не використовується в такій діяльності.» То есть для таких объектов на амортизацию нечего рассчитывать.

В контексте амортизационных отчислений, по всей вероятности предпринимателю, нужно будет вести балансовую стоимость групп основных средств. А это предполагает наем квалифицированного бухгалтера.

3.      п. 177.10 налогового кодекса для товаров предпринимателю нужно иметь подтверждающие документы относительно их происхождения. Это не просто накладная, а еще нечто, что покажет, откуда он взят, кто его произвел. Жесткая и непонятная норма. Возможно, будут разъяснения.

4.      п. 177.7 налогового кодекса - предприниматель является налоговым агентом не только своего наемного работника, но и любого другого физического лица по доходам, выплаченным такому лицу.

5.      Есть большие сомнения, что будет работать норма Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12. По этой инструкции, если расходы предпринимателя не могут быть подтверждены документально, они рассчитываются налоговыми органами при окончательном расчете налога по нормам в % к доходу (приложение № 6).

Как платить налог?

Платить нужно авансом. Согласно пп. 177.5.1 налогового кодекса авансовые платежи рассчитываются предпринимателем самостоятельно, но не меньше 100 % годовой суммы налога с облагаемого дохода за прошедший год в сопоставимых условиях.

Определение понятия «сопоставимые условия» в налоговом кодексе не приведено, как его будет трактовать налоговая инспекция тоже неясно. Неясно как быть предпринимателям, которые в прошедшем году хорошо работали и уплатили большую сумму налога, а в этом году у них не сложилось или они вообще не работают. Откуда брать деньги на уплату налога?

Платить нужно по 25 % ежеквартально: до 15-го числа марта, мая, августа и ноября. Авансовые платежи нужно показывать в налоговой декларации, которая подается по результатам календарного года (граничный срок подачи – 40-й календарный день по окончании года). Раньше это делалось поквартально.

Окончательный перерасчет налога за год осуществляется с учетом проведенных авансовых платежей и платы за торговый патент. Обязательно должно быть документальное подтверждение уплаты авансовых платежей. Если будет переплата то, она подлежит зачислению в счет будущих платежей или возврату предпринимателю.

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 7+0

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум

Последние темы:

Ржавая вода
23 февраля, 3 ответа
Тренажерный зал
23 февраля, 1 ответа