Регистрация предприятия в 2016 году

TAXman, 28 января

В Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей" внесены изменения относительно децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кардинально изменяющие всю систему регистрации.

Первое и, пожалуй, самое кардинальное новшество этого Закона – отказ государства от монополии на осуществление регистрационных действий. При этом выполнять функции государственной регистрации впервые выступят не только органы местного самоуправления либо коммунальные и государственные предприятия, но и нотариусы, включая частных.

Итак, согласно новой редакции Закона "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" при возникновении желания зарегистрировать предприятие либо статус физлица-предпринимателя можно обратиться:

  1. в исполком местного совета либо райгосадминистрацию;
  2. к нотариусу;
  3. к аккредитованному субъекту государственной регистрации.

Но есть сразу несколько оговорок:

  • Исполком местного совета (кроме горисполкомов городов областного/республиканского значения) является субъектом системы госрегистрации только в случае, если соответствующий местный совет принял такое решение.
  • Аккредитованный субъект государственной регистрации является юридическим лицом публичного права, то есть пока тот или иной госорган либо орган местного самоуправления не примет необходимого решения, аккредитованный субъект в конкретном населенном пункте не появится.
  • За пределами райцентров и городов районного либо областного значения нотариусы встречаются не слишком часто.

Все это приводит нас к выводу, что в мелких населенных пунктах как минимум первое время зарегистрировать предприятие намного легче не станет.

Второе кардинальное новшество Закона – вводится принцип экстерриториальности регистрации в пределах Украины. Это значит, что зарегистрировать предприятие можно у любого госрегистратора (в том числе нотариуса), независимо от того, где расположено юридическое лицо. То есть, желая открыть предприятие в Тернопольской области, не обязательно подавать документы в Тернополь, их можно подать нотариусу, работающему в Киеве или другом городе.

При открытии предприятия всегда можно обратиться к любому нотариусу либо в другой субъект регистрации независимо от того, где территориально регистрируется предприятие.

Пакет документов для регистрации

Для регистрации юридического лица необходимо подать (ст. 17 Закона):

  1. заявление о регистрации по установленной форме;
  2. заявление о выборе упрощенной системы налогообложения и/или регистрации плательщиком НДС и/или включении в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (если что-либо из этого входит в ваши планы);
  3. учредительный документ юридического лица (устав, учредительный договор и так далее в зависимости от избранной организационно-правовой формы);
  4. документ, подтверждающий регистрацию иностранного юрлица, выступающего учредителем, в соответствующей стране.

Для регистрации физлица-предпринимателя необходимо подать (ст. 18 Закона):

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. заявление о выборе упрощенной системы налогообложения и/или регистрации плательщиком НДС (если что-либо из этого входит в ваши планы);
  3. нотариально заверенное согласие родителей (усыновителей), попечителя либо органа опеки и попечительства, если зарегистрироваться в качестве ФЛП хочет лицо, достигшее возраста 16 лет, но не обладающее полной гражданской дееспособностью.

Документы могут быть поданы как в бумажной, так и в электронной форме – через портал Минюста.

Если документы подаются в бумажной форме, то лицо, их подающее, должно предъявить госрегистратору документ, удостоверяющий личность, и доверенность (если оно является представителем лица, регистрирующегося ФЛП, либо действует от имени учредителей юрлица).

Что касается уплаты административного сбора, то его размеры закреплены в ст. 36 Закона. Но среди указанных размеров нет платы за регистрацию юридического лица либо физлица-предпринимателя, из чего можно сделать вывод, что административный сбор в таких случаях не уплачивается.

Госрегистратору подается достаточно небольшой пакет документов. При этом сама регистрация бесплатна (административный сбор уплачивается при внесении изменений).

Если документы поданы в полном объеме и соответствуют требованиям Закона, то госрегистратор в течение 24 часов (без учета праздничных и выходных дней) с момента получения документов принимает решение о регистрации.

Если документы поданы не в полном объеме либо не отвечают требованиям, указанным в ч. 1 ст. 27 Закона, то в тот же срок госрегистратор принимает решение о приостановке их рассмотрения и предоставляет заявителю 15 календарных дней на устранение недостатков. В случае устранения недостатков рассмотрение документов возобновляется, если же недостатки не устранены – принимается решение об отказе в регистрации.

Кроме того, ч. 1 ст. 28 Закона предусматривает еще ряд оснований для отказа в регистрации.

Госрегистратор может отказать в регистрации только на основаниях, предусмотренных ст. 28 Закона.

После внесения сведений о регистрации юрлица либо ФЛП в ЕГР соответствующие сведения автоматически вносятся и в реестры ГФС. Кроме того, сведения о регистрации предоставляются и для регистрации юрлица (ФЛП) в качестве плательщика ЕСВ.

Свидетельство о регистрации по новым правилам не выдается. Вместо него формируется электронная выписка на портале Минюста.

 

Новый комментарий

Я не спамер: введите суму 0+0

 

От авторов блога

О Блоге — прочитай перед началом

Владимир Тихонов - мой профиль на Google+

Заказать консультацию - по вопросу ведения бизнеса и налогов

Ответы на вопросы - уже решено 124 вопросов


 
 

Бизнес форум

Последние темы:

Ремонт макбукА
12 декабря, 2 ответа